отрасль библеистики, изучающая Свящ. Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Др. Востоке - в М. Азии, Месопотамии, Вост. Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях. Хронологически охватывает эпоху позднего каменного, бронзового и раннего железного веков вплоть до поздней античности (в лит-ре XIX в. можно встретить иные рамки, напр., до сер. I тыс. до Р. Х.). В основном А. б. занята событиями, описанными в ВЗ, памятники эпохи НЗ и ранней Церкви выделяются в особую отрасль археологии христ. Причины этого кроются в продолжительности ветхозаветного периода, в сложности изучаемых исторических процессов, в отсутствии прямых исторических источников вне ВЗ. НЗ, напротив, отразил краткий и хорошо документированный период истории Средиземноморья в эпоху господства Рима.
Понятие А. б. возникло в сер. XIX в., когда появились первые научные исследования древностей Ближ. Востока и первые опыты их сопоставления с текстами Свящ. Писания. Именно задача такого сопоставления выделяет А. б. из общего круга наук о Др. Востоке, к к-рому она принадлежит. Целью А. б. в наст. время признается: достижение более полного знания исторического и культурного контекста Библии, т. е. той обстановки, в к-рой происходили исторические события, нашедшие отражение в Свящ. Писании; углубление понимания самого священного текста благодаря научному анализу материальной культуры и обнаружению новых письменных источников. Последние (глиняные таблички с клинописью, остраконы, папирус и пергамен, лапидарная эпиграфика) анализируются в основном историками, лингвистами, филологами и богословами. Однако в сферу археологии эти письменные источники включаются вполне закономерно, в ее ведении остается процесс их полевого открытия, она же отвечает за фиксацию контекста, в к-ром источник обнаружен, за реконструкцию и первичную трактовку этого контекста, за археологическую датировку и воссоздание связей письменного текста с миром материальной культуры, отразившим социальную, хозяйственную и др. обстановку своей эпохи.
А. б., с одной стороны, почти полностью совпадает с ходом археологического изучения Ближ. Востока, с др.- характеризуется попытками богословов применить и осмыслить полученные археологией знания.
2-я пол. XVIII - 1-я треть XIX в. является границей донаучного и научного этапов в истории открытий в сфере А. б. Научный этап подразделяется на период XVIII в.- 20-х гг. XX в., когда доминировали исследования в Египте и Месопотамии, и сиро-палестинский период, когда раскопки велись в М. Азии, Сирии, Иордании и Св. земле (его начало приходится на рубеж XIX-XX вв.).
Интерес к памятникам тех событий, о к-рых рассказывает Библия, отмечен с эпохи поздней античности у иудеев, христиан, а по возникновении ислама и у мусульман. Он отражен в попытках создания историко-географических сводов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, «De situ et nominis locorum hebraicorum» блж. Иеронима, «Ономастикон» Евсевия Кесарийского) и в паломнической лит-ре (итинерариях, хождениях и т. п.). В ряду последних выделяются тексты ранневизант. эпохи и сочинения таких путешественников XII в. по Востоку, как рус. игумен Даниил, испан. раввин Вениамин Тудельский и пилигримы-католики, хлынувшие в Св. землю вслед за крестоносцами (см. Паломничество). С эпохи Великих географических открытий XV-XVI вв. начинается развитие библейской географии на основе трудов европ. путешественников (Ф. Шмида, Л. Раухвольфа и др.). В XVII-XVIII вв. делаются первые попытки фиксации памятников. К. Нибур систематически описал древности Месопотамии, А. Роланд - Палестины. В 1805 г. У. Зеетцен открыл места Кесарии, Аммона, Герасы, в 1812 г. И. Л. Буркхардт посетил Петру и др.
Главным шагом к научному изучению вост. древностей в 1-й пол. XIX в. стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и егип. иероглифического письма. Одновременно европ. дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как Вавилон, библейский Аскалон, гробницы фараонов и храмы Египта, Бехистунская надпись, Ниневия (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, а затем и Нимруд.
С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III, в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала, в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук).
В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса.
Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами (Robinson E., Smith E. Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк.
Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима. Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до Р. Х.) приписывали царю Соломону, а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев) была отнесена к эпохе крестовых походов. В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.
Значительным событием в истории становления А. б. были находки Ш. Клермон-Ганно, франц. консула в Палестине (с 1867), к-рый заложил основы палестинской эпиграфики, введя в научный оборот ряд важнейших для А. б. объектов: стелу моавитского царя Меши, надпись на греч. языке, запрещающую неевреям вступать во двор иерусалимского храма, граффити на оссуариях; он же отождествил руины г. Гезера и др. В 60-х гг. XIX в. в исследования древнего Иерусалима включились рус. ученые. Возглавив в 1865 г. Русскую духовную миссию в Иерусалиме, архим. Антонин (Капустин) организовал раскопки и публикацию их итогов на передовом для своего времени научном уровне. Им был открыт второй обвод городской стены (445 до Р. Х.), «Судные врата» и часть конструкций базилики имп. Константина (см. в статьях «Иерусалим», «Гроба Господня храм»). В те же годы проф. КДА А. А. Олесницкий начал издавать очерки древностей Палестины (Судьба древних памятников Св. земли. СПб., 1875; Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889, и др.). Базовую роль в их натурном изучении играло имп. Палестинское православное об-во (с 1882). В 90-х гг. XIX в. им был поддержан ряд экспедиций в Св. землю под рук. Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра, в 10-х гг. XX в. предполагалось открыть рус. археологический ин-т в Иерусалиме (см. Беляев Л. А. и др. Церковная наука: Библейская археология // ПЭ. Т.: РПЦ. С. 435-437).
изучение древностей, имеющих значение для А. б., ускорилось. Это имело вненаучные геополитические предпосылки (ослабление Турции, «освоение» Ближ. Востока европ. гос-вами) и было связано с формированием методов научной археологии, с потребностью богословов на основании археологических источников опровергнуть выводы гиперкритиков (см. Гиперкритицизм).
Диспропорция в развитии полевых исследований еще сохранялась: первенство оставалось за объектами Месопотамии и Египта, земли к-рых были лучше изучены, а памятники давали множество письменных источников. В 1872 г. среди 25 тыс. текстов из б-ки Ашшурбанипала был обнаружен вавилонский вариант описания потопа «Эпос о Гильгамеше»; недостающую часть текста эпоса нашел Дж. Смит в Куюнджике.
В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный.
С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами, содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями.
В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).
Лишь в 1890 г. Питри перенес в Палестину ранее отработанную на егип. памятниках методику исследований. Для организации научных раскопок он выбрал Телль-эль-Хеси, к-рый отождествлял с Лахишем (в наст. время ясно, что это библейский Еглон). Здесь был сделан вертикальный разрез, определены и зафиксированы последовательные культурные слои с присущей каждому из них керамикой. Амер. исследователь Ф. Дж. Блисс утвердил и развил принципы Питри на Телль-эль-Хеси, составив хронологическую «шкалу Питри-Блисса 1894 года» начиная с 1500 г. до Р. Х. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала с относительными датами, полученными путем анализа керамики. На длительный период эта шкала стала основой для определения датировок памятников. Свой вклад в работы на Св. земле внес и первооткрыватель важной для истории Палестины Минойской цивилизации А. Эванс и его архит. Ф. С. Дики, работавшие в Иерусалиме (1894-1900, в 1894-1897 вместе с Блиссом) и на памятниках Шефелы - юго-зап. равнинной части Палестины (Телль-эс-Сафи, Телль-эз-Захария, Телль-эль-Джудейде, Телль-Сандаханна). Вышедшие уже в нач. XX в. отчеты Блисса и Дики можно считать образцами научной тщательности для того времени (A Mount of Many Cities. L., 1894).
Р. Макалистер при работах в Гезере (1902-1909) пренебрегал стратиграфией, фиксацией и даже обмерами, и памятник был поврежден. Не были особенно успешны работы австр. ученого Э. Зеллина на Таанахе (см. Фаанах) (1901-1904). Усилиями нем. ученых были организованы работы в Мегиддо (Телль-эль-Мутеселлим), во время к-рых открыли «печать Иеровоама» (под рук. Г. Шумахера, 1903-1905). В 1907 г. группа ученых обследовала синагоги Галилеи, позже Х. Коль и К. Ватцингер начали работы на храме Баальбека. Они изучали также руины античных синагог (Kohl H., Watzinger C. Antike Synagogen in Galilaea. Lpz., 1916, 19753). Кроме того, Ватцингером и Зеллином велись раскопки ветхозаветного Иерихона (1907-1909, Телль-эс-Султан).
Поворотным пунктом в развитии А. б. перед первой мировой войной считаются работы экспедиции Гарвардского ун-та под рук. Дж. Рейснера (совместно с К. С. Фишером) в Самарии (1908, 1910-1911). Д. Макензи, возглавивший раскопки в Бет-Шемеше (см. Вефсамис) (Телль-эр-Румейлех, 1911-1912), выявил большое количество фрагментов эгейской («филистимской») керамики. Были обнаружены места неск. библейских городов: в 1913 г. Ватцингер и Зеллин открыли Сихем (Телль-Балата) вместе с самарийским храмом на горе Гаризим (работы продолжались до 1934).
В кон. XIX в. произошло расширение зоны археологических поисков на территориях, связанных с новозаветной историей. Если в сер.- 2-й пол. XIX в. следы первых христиан искали почти исключительно в Риме, то к концу столетия их обнаружили в М. Азии, в Греции, на Балканах и в Египте. У. Рамсей сделал в М. Азии важнейшие открытия, подтвердив историко-географическую достоверность Евангелия от Луки; его работы повлияли на развитие и популяризацию христ. археологии. Не менее значительным было возникновение папирологии. На рубеже 80-90-х гг. XIX в. в результате раскопок Питри нашел тексты на папирусах в Файюме, в 1895 г. Б. Гренфелл и А. Хант обнаружили первые раннехрист. тексты в Оксиринхе под Каиром. Эти тексты дали необходимые для лингвистических и исторических интерпретаций сведения, позволили изучить общегреч. диалект. Не менее важны были находки арам. папирусов V в. на о-ве Элефантина.
(Особенно 1920-1935) называют «золотым веком» ближневост. археологии. После первой мировой войны были открыты для археологических работ земли бывш. Турецкой империи, на управление к-рыми получили мандаты Англия и Франция. На Ближ. Востоке находили все большее применение методы раскопок, разрабатываемые доисторической и классической археологиями. Особое значение имели возросший интерес к археологии, а также продолжение богословской полемики между «модернистами» и «традиционалистами».
С 20-х гг. XX в. открытия следовали одно за другим: Эль-Амарна (где начал работы Дж. Пендлбери) и Библ (библ. Гевал), порт древней Финикии, где П. Монте открыл гробницу с саркофагом царя Ахирама (см. Ахирама саркофаг), Бет-Шеан в Десятиградии, где К. С. Фишер, А. Роу и Г. Фицджералд вскрыли слои до III тыс. до Р. Х.; Ч. Л. Вулли (до 1914 руководил работами в Кархемише) возглавил экспедицию Британского музея (до 1934) на руинах Ура, города Авраама (Ур, или Телль-эль-Мукайяр); 1925 г.- открытие «архива» в Нузи, содержащего сведения об эпохе ветхозаветных патриархов (Йорган-Тепе, сев. Багдада, у гор Юж. Курдистана).
Для развития археологии Св. земли благоприятное время началось с установления брит. мандата (1917). Были созданы органы охраны памятников, аналогичные брит. (Палестинский департамент древностей). Особое значение имело начало работ Американских школ исследования Востока под рук. У. Олбрайта. Прибыв в Иерусалим в 1919 г., он организовал работы на Телль-эль-Фуль и Кириаф-Сефере (1922). Его ученики работали также на Бет-Цуре (см. Беф-Цур), Телль-Бейт-Мирсиме, Бет-Шемеше и др. Территория раскопок быстро расширялась, работы проводились в Рас-Шамре (Угарит) и Аскалоне, в разных частях Иерусалима (Макалистер, К. Данкан и Дж. У. Кроуфут с 1923 исследовали холм Офел; Э. Л. Сукеник - городские стены) и в пещерах над Галилейским м., где были найдены следы доисторического человека. В это же время открыли и исследовали одну из первых земледельческих культур - натуфийскую (Д. Гаррод, 1928-1934). Начинались раскопки в Мегиддо (Фишер и др.), Герасе в Иордании (Хорсфилд и Кроуфут), в Мицпе (Телль-эн-Насбех) и Телль-Бейт-Мирсиме к юго-западу от Хеврона. Организация работ и фиксация раскопанных объектов были поставлены на должную высоту. Олбрайт смог составить четкую типологию и хронологию керамики железного века (уточнена Фидиан-Адамсом на Аскалоне, самим Олбрайтом на Гивеафе и в Телль-Бейт-Мирсиме, работами в Бет-Эле (см. Вефиль) и Мегиддо), Кроуфутом в Самарии и Э. Грантом (раскопки на Бет-Шемеше, открывшие период его захвата древними евреями в XII-IX вв. до Р. Х.).
30-е гг. XX в. ознаменовались работами Дж. Гарстанга (Палестинский департамент древностей) в Иерихоне, где была открыта первая городская культура неолита (в 1952-1958 К. Кеньон). Были начаты раскопки крепости эпохи Маккавеев в Беф-Цуре. Дж. Л. Старки копал в Лахише и собрал важные сведения об эпохе проповеди прор. Иеремии (626/27-586 до Р. Х.). Работы в библейском Гае позволили в дальнейшем идентифицировать этот город. Особое значение имели 13-летние обследования Трансиордании, от Акабского зал. до сир. границы. Н. Глюк идентифицировал и датировал кладбище набатейской эпохи в Джебель-эт-Таннур (1937), северо-восточнее Мёртвого м., а в послевоенный период - Эцион-Гевер. B. Мазар приступил к изучению самого большого евр. кладбища Бет-Шеарим. Важны результаты раскопок Мари (Телль-Харири) на Евфрате, продолжавшиеся до 1960 г. (А. Парро), а также работы К. Шеффера на Рас-Шамре (Угарите), к-рые дали образцы древнейшей в мире алфавитной письменности.
В межвоенный период экспедиции были лучше организованы, их состав стал профессиональнее, отчеты писались более тщательно, а материалы быстрее анализировались, сопоставлялись с др. и публиковались. Накануне второй мировой войны отношения колониальных властей и местного населения приобрели конфликтную форму, приводившую подчас к гибели археологов.
Основой работ в 50-60-х гг. оставались проекты западноевроп. и амер. научных школ: сложные раскопки Иерихона велись под рук. К. Кеньон (1952-1968); работы в Сихеме (под рук. Э. Райта) доказали, что город восходит к бронзовому веку. Копали в Гиввефоне (Дж. Б. Причард), в Иерихоне рим. эпохи (Д. Л. Кельсо, Дж. Б. Причард), в Беф-Сане (Н. Зори), в Дивоне (У. Мертон) и Дотане (Й. П. Фри). П. Лапп раскопал Арак-эль-Эмир, Таанах, поселение IV тыс. до Р. Х. Баб-эд-Дра (с большим некрополем) и обнаружил под Иерихоном папирус из Самарии, датированный 722 г. до Р. Х. При раскопках в Кесарии была найдена надпись с упоминанием Понтия Пилата. В 70-80-х гг. осуществился крупный проект - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер, Дж. Д. Сегер и др.). Обученные в Гезере израильские археологи приступили затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Сепфорисе, Лахаве, Телль-Микне и др. местах.
Особенно широко развернулись работы в Петре: в 50-х гг. Иорданский департамент древностей начал реставрацию памятников и раскопки (Ф. Хаммонд), с 60-х гг. продолженные экспедицией Принстонской теологической семинарии. В Марибе было выявлено много произведений сабейского искусства и храм богини Луны VIII в. до Р. Х. Ж. Перро работал в Телль-Абу-Матаре (под Беэр-Шевой). Был найден и изучен ряд поселений энеолита на вост. берегу Мёртвого м., в Иордании (Телейлат-эль-Гассуль).
Значительный вклад в исследования Месопотамии внесла и российская экспедиция под рук. Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта и Н. О. Бадера, работавшая с 1969 г. в Ираке и Сирии на памятниках VII-III тыс. до Р. Х.
Независимые гос-ва, образовавшиеся после войны, и прежде всего Израиль, были заинтересованы в изучении археологии. Наряду с западноевроп. и амер. учеными начали разворачивать работы музеи Тель-Авива и Иерусалима, Израильское исследовательское об-во, Еврейский ун-т и др. орг-ции. Ими руководило первое поколение местных археологов, еще до войны получившее образование в Европе и Америке,- Мазар, Сукеник, Авигад, Ави-Йона и др. Большую роль сыграли первые сведения о рукописях Мёртвого м. (см. Кумранские рукописи), появившиеся в 1947 г. 2 года спустя Р. де Во развернул исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.
Израильские археологи придерживались неск. иных методов, чем европ. и амер. Они больше уделяли внимания краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев и др.), целенаправленно изучали эпоху поздней бронзы; раннего железа; период Второго храма. И. Ядин развернул поиск памятников последней фазы истории Др. Израиля, особенно периода восстания Бар Кохбы (первые серьезные находки были сделаны в 1951 Хардингом и де Во, в их числе «медный свиток» - список сокровищ кумранитов). В 60-х гг., обследуя Мёртвое м., Ядин по аэрофотоснимкам определил место рим. лагеря под Ен-Геди и нашел останки бойцов Бар Кохбы в окрестных пещерах. Вскоре были изучены остатки крепости израильтян Масады.
Израильские ученые нового поколения с 50-х гг. начали копать в Асоре (с 1955), на Рамат-Рахель и Араде (Ахарони, 50-60-е гг. ХХ в.), в Ашдоде и в Кесарии (Ави-Йона, А. Негев), исследовали синагоги первых столетий по Р. Х., Мампсис - самый вост. город Центр. Негева. В кон. 60-х гг. раскопки начались в Старом городе Иерусалима (в 1968 под рук. Мазара к югу от Храмовой горы) и на Синае. Одна за другой следовали находки: свиток из Кумрана - «учебник» религ. правил, заметки к постройке храма и даже план военной мобилизации; в одном из многочисленных оссуариев были найдены останки человека, подвергнутого распятию; надписи, содержащие мн. имена, упоминаемые в Евангелиях и Деяниях. Работы, начатые в Еврейском квартале Старого города Иерусалима (под рук. Авигада), открыли виллы и мощеные улицы эллинистической эпохи, остатки древних стен, резиденцию Ирода, термы, визант. церковь.
Важную роль играли работы 70-х гг. на Телль-эль-Хеси, показавшие сложность укреплений и высокий уровень развития города эпохи бронзы. Было доказано, что обживание телля Хисбан восходит примерно к 1200 г. до Р. Х. и это мог быть древний Сихон. При работах во дворе арм. церкви на горе Сион (Иерусалим) было обнаружено поселение VII в. до Р. Х., где найдены фигурки животных и людей; в 1975 г. открыли кладбище VII-VIII вв. до Р. Х. на склоне долины Кедрона, севернее Дамасских ворот; в Дане нашли «рогатый алтарь» древних евреев (кубический блок известняка IX в. до Р. Х.), стоявший во внутреннем дворе на возвышении. Появились новые материалы эпохи Второго храма: в Иерусалиме - это улицы, устроенные в эпоху Ирода. Были открыты и первые святилища филистимлян (напр., храм в Телль-Касиле, остатки 2 деревянных колонн к-рого напоминают описанные в Книге Судей (16. 26)). В 70-х гг. в Лахише обнаружены сосуды-хранилища с царскими печатями, уровни разрушения города Синаххерибом (нач. VIII в. до Р. Х.) и Навуходоносором II (VI в. до Р. Х.), а также егип. надпись в уровне XII в., позволившая отнести гибель города хананеев к эпохе завоевания Ханаана евр. племенами. Важнейшие для А. б. открытия были сделаны в Сирии - Рас-Шамра (Угарит), в Ливане - Баальбек, Библ, Сидон, Тир, Камед-эль-Лоз (Кумиди) и Зарефат, Эбле (Телль-Мардих, под Халебом). Итал. археолог П. Маттиэ нашел подтверждения тому, что жители Эблы, города-гос-ва 2-й пол. III тыс. до Р. Х., говорили на особом семит. языке, их верования могут быть соотнесены со сведениями из ВЗ.
Вне Св. земли изучение памятников, важных для А. б., активизировалось в самом широком диапазоне, начиная с «эпохи патриархов» до новозаветных времен, и на огромной территории: от Сев. Африки до Эфеса и Коринфа, от В. Нила до Англии. В 1979 г. было объявлено об открытии егип. археологами древнего города Йона, где бывали Иосиф, Моисей, Платон.
На основе появившихся новых данных А. б. ученые пришли к выводу об особой роли Ближ. Востока и его древней истории в развитии человечества: так, земледелие, обнаруженное в этом регионе, оказалось более древним, чем считалось ранее. Было определено важнейшее звено в переходе к оседлости и созданию «протодеревень» (натуфийская культура мезолита). Раскопки К. Кеньон в Иерихоне показали следующую стадию: расцвет производящего хозяйства и сложение первых «городов». Опираясь на развитую систему стратиграфии, Кеньон открыла слои неизвестной ранее эпохи - «докерамического неолита». Выяснилось, что уже в IX-VII тыс. до Р. Х. человечество прочно владело навыками земледелия и строительства каменных крепостей, что памятники, близкие древнему Иерихону, покрывают юг М. Азии, предгорья Загроса, Сев. Месопотамию, Иорданию (Бейда), Сиро-Палестинский регион (Айн-Газаль, Бейсаман и др.).
Археологические памятники Ближ. Востока обладают особенностями, позволяющими восстанавливать историю на протяжении мн. столетий. Важнейшие из них - телли - холмы, образованные остатками долговременных поселений (в т. ч. городов, выросших на базе земледельческой экономики), последовательно наслоившихся один на др. Эта последовательность отражает непрерывность развития, иногда с краткими или длительными разрывами, знаменующими природные или исторические катаклизмы: сейсмические и климатические сдвиги, войны, миграции, перегруппировку или смену населения. Средние хронологические рамки существования теллей - от 1 до 2 тыс. лет, но среди них есть такие «долгожители», как Телль-эс-Султан, впервые заселенный более 11 тыс. лет назад (на его вершине стоит совр. Иерихон). В Палестине телли характерны прежде всего для прибрежных, межгорных и речных долин; их высота в отдельных случаях превышает 20 м, площадь колеблется в среднем от 2,8 до 8 га, известны совсем небольшие (0,8 га) холмы и телли-гиганты (Асор, 80 га). Информативность теллей исключительно велика: они являются эталонами и для установления относительной хронологии памятников, и для исторической интерпретации их материалов.
Важны и однослойные памятники, не столь долговременные, как телли. Их многообразие (отчасти диктуемое резким различием природных зон Св. земли, см. в ст. «География библейская») позволяет исследовать структуру заселения региона. Известны мн. тысячи поселений: от земледельческих поселков, прибрежной и речных долин с сырцовыми наземными домами до карстовых пещер и базальтовых домов горных областей, подземных жилищ и шахт древних рудокопов. Особую группу памятников составляют медные рудники, документирующие особую роль Св. земли в возникновении металлургии. Для суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуре населения важнейшими являются погребальные памятники. В Палестине фиксируются самые различные формы обряда: трупоположения в ямах (вытянутые или скорченные), вторичные захоронения костей в оссуариях, наземных (дольмены, каменные ящики, купольные гробницы и др.) и подземных сооружениях. Часть погребений сопровождается заупокойными дарами, иногда достаточно богатыми и информативными. К религ. памятникам относятся реже встречающиеся пустынные святилища и единичные каменные зооморфные изображения. Важнейшим видом находок (в Палестине сравнительно редким) являются древнейшие надписи на камне, глине и др. материалах, начиная со знаменитого Гезерского календаря (X в. до Р. X.) и стелы Меши (IX в. до Р. X.) до Кумранских рукописей.
Разработка единой общепринятой методики сопоставления археологических материалов с текстами Свящ. Писания еще далека от завершения, поскольку задачу сопряжения археологических и письменных данных осложняют 2 внешне противоположные тенденции: попытки найти точное археологическое подтверждение даже тем библейским событиям, к-рые вообще едва ли могли оставить значимый археологический след, или, наоборот, опровергнуть библейскую традицию малопригодным для этого археологическим материалом. Кроме того, перед исследователем встает соблазн так или иначе связать с библейской историей всякий значимый памятник в регионе. Подобные попытки были даже у очень крупных ученых, напр. у Н. Глюка, к-рый по данным произведенных им раскопок связывал запустение Заиорданья в cер. II тыс. до Р. Х. с набегом Кедорлаомера на эту территорию (Быт 14), хотя такой набег едва ли мог существенно сказаться на заселении региона, последующие раскопки показали, что не было и самого запустения. С др. стороны, сведения из Библии о взятии того или иного города часто ставят под сомнение, поскольку археологические раскопки не выявили там следов разрушения в соответствующую эпоху; однако следы могут остаться только от разгрома крупных масштабов, а он мог и не отразиться в библейском повествовании.
Археология, как правило, фиксирует отдельные детали культурного развития или основные этапы истории поселений и районов, отражающие крупномасштабные процессы - климатические, экономические и социальные изменения, но она не может с точностью определить ни причинно-следственную связь, ни чем именно были вызваны эти процессы и изменения.
Долгое время эпоху ветхозаветных патриархов связывали с периодом, известным по раскопкам Мари (XIX-XVIII вв. до Р. Х.), поскольку и библейское повествование, и эти раскопки рисуют быт «номадических» зап. семитов; однако подобный образ жизни был распространен на Ближ. Востоке и в более ранние, и в более поздние времена и лишь случайно стал известен по открытию архива Мари.
В Св. земле для периода ранее кон. XI - 1-й пол. X в. до Р. Х. (правление царей Давида и Соломона) археологический материал рисует общую картину развития, но не выявляет конкретных событий библейской истории: перипетии существования небольшой древнеевр. группы, материальная культура к-рой не выделена из родственной семит. среды, известной по Библии, археологически пока неуловимы. Зато с возникновения евр. царств, когда масштабы и освещенность древнеевр. истории вырастают по сравнению с предшествующими эпохами, археологические корреляты мн. важнейших событий Свящ. истории могут быть установлены.
До нач. I тыс. до Р. Х. интерпретация археологических свидетельств в свете Библии затруднена также взаимодействием разных групп населения (ханаанеев, филистимлян, евреев, кочевых племен), осложненным егип. влияниями. Границы культурных феноменов быстро менялись, города переходили из рук в руки, разрушались и восстанавливались, вопросы о виновниках и датах этих событий далеко не всегда могут быть решены однозначно. Особое внимание требуется к конкретным слоям городов и поселков, к проверке признаков их разрушений, к доказательствам их одновременности или разновременности, к обоснованию дат. Картина единого сокрушительного вторжения Иисуса Навина и одновременного разгрома городов Ханаана, согласно проведенным до наст. времени исследованиям, археологического выражения не имеет. Можно говорить о древнейших, крайне примитивных израильских поселениях времени Судей (XII-XI вв. до Р. Х.), отличающихся от ханаанейских городов с их сложными фундаментами и дренажными системами. Эти поселения распространены в различных, в основном нагорных областях (начиная с В. Галилеи и далее в Н. Галилее, Центральном нагорье, районе Мёртвого м., Негеве, Заиорданье) чересполосно с центрами обитания иных народов (Mazar. Р. 335-337). В ряде случаев израильские поселки, единичные или небольшими скоплениями, появляются в нагорьях и засушливых долинах, ранее почти не заселенных. В Беэр-Шеве (см. Вирсавия) временный лагерь с легкими жилищами, ямами-хранилищами и цистернами для воды за столетие (XI в. до Р. Х.) вырос в небольшое оседлое поселение. Прослежено бурное развитие и концентрация населения у водных источников на пути от Заиорданья и Вади-эль-Араба к приморской равнине (см. Арад).
А. б. показывает, что процесс заселения Палестины израильскими группами начиная с раннего XII в. до Р. X. охватил Центральное нагорье, ряд районов Заиорданья и Сев. Негева, тогда как в Галилее он фиксируется в основном в XI в. до Р. X. В кон. XI в. до Р. X. мн. поселки были оставлены и не возродились (Силом, Гай, Телль-Масос и др.). Другие (Беф-Цур, Хеврон, Телль-Бейт-Мирсим, Дан, Асор, Телль-эн-Насбех) были восстановлены и расцвели в период Единого царства, что было связано с концентрацией населения в формирующихся израильских городах и, очевидно, филистимскими нашествиями, однако фортификация в большинстве поселений отсутствует, а их планировка говорит о строительных традициях полукочевников-бедуинов.
Прямые археологические свидетельства эпохи Единого царства Давида и Соломона невелики, исключение составляют Иерусалим и др. города, сохранившие остатки их строительной деятельности, но и эти следы не всегда достаточно определенны (что отчасти связано с трудностями археологических работ в Иерусалиме).
Иевусейский Иерусалим располагался на высоком холме Офел, его природная защищенность с самого начала дополнялась укреплениями. Появившись еще в ср. бронзовом веке, они в дальнейшем многократно перестраивались, дополнялись, заменялись новыми. Стена эпохи иевусеев и царя Давида повторяла линию стены ср. бронзового века и ограждала площадь ок. 4,4 га. На крутом вост. склоне холма, над источником Гихоном, гигантская опорная стена поддерживала разрушенную монументальную конструкцию - возможно, иевусейскую «крепость Сиона», взятую при штурме Иерусалима и ставшую «городом Давидовым» (1 Пар 11. 5). При Соломоне цитадель была смещена к северу.
Предполагается, что храм Соломона располагался к западу от священной скалы, возможно игравшей роль алтаря-жертвенника (сейчас перекрыта большим куполом и включена в комплекс мусульм. святыни Харам-эш-Шериф), а длинной осью ориентирован с востока на запад.
К эпохе Давида относят скромные неукрепленные поселки, возникшие на руинах разрушенных в ходе войн кон. XI - нач. X в. до Р. Х. ханаанейских и филистимлянских городов (Мегиддо, слой V В; Телль-Касиле, слой IX). Лахиш, разгромленный в сер. XII в. до Р. X., возродился в Х в. до Р. X. на ограниченной, первоначально не укрепленной площади (слой V). Эти памятники считают индикаторами начавшегося в Израиле процесса урбанизации. Для X в. до Р. Х. близкая картина зарождения израильских поселков на руинах городов зафиксирована раскопками Телль-Бейт-Мирсима и Тимны.
Свидетельством выхода Израиля к Акабскому зал. и расцвета красноморской торговли при Соломоне, описанной в Библии (3 Цар 9. 26-28), считают мощные укрепления в районе Элата (Телль-Келейфа, дата по керамике Х в. до Р. X.). Вероятно, с контролем над путями связано быстрое и широкое появление в Негевской пустыне новых поселков (в т. ч. ок. 50 укрепленных), датируемое временем царей Давида и Соломона. Они возникали прежде всего у водных источников, где было возможно земледелие; дома ставили вне крепостей, вдоль рек и вади. Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого (израильского?) и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, гл. обр. для Иудеи; вторую составляет т. н. негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века.
Для эпохи Разделенных царств (IX-VIII вв. до Р. Х.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо 1-й пол. IX в. до Р. Х. (времени Ахава), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок к-рой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до Р. Х. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии, выстроенная при подготовке к очередному ассир. нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до юж. окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис 22. 9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис 22. 11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, вост. и зап. холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в кон. VIII в. до Р. X., связанные с ассир. угрозой, засвидетельствованы и др. сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым прор. Иеремией (Иер 39. 3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим. Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью к-рой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона.
Раскопки подтверждают и взятие ассир. царем Синаххерибом в 701 г. до Р. X. густозастроенного г. Лахиша. Его защищали 2 стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, к-рая ограждала вершину и достигала шестиметровой толщины; особой мощью отличались шестикамерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме - самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32´ 32 м до прямоугольника 36´ 76 м.
Прямые археологические данные III слоя Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-зап. угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана (предположение И. Ядина).
Картину падения евр. царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, к-рые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде др. городов. Господство Ассирии VII в. до Р. X. демонстрирует появление в Палестине форм т. н. нимрудского стиля и развитие городов в ассир. и сир. (арам.) традициях (документировано III слоем Мегиддо, превращенного в типичный центр ассир. провинции).
Нашествие вавилонского царя Навуходоносора археологически фиксируется во мн. городах Иудеи, часть к-рых (Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамис) уже не восстанавливалась. Подтверждается и разрушительность вавилонской политики для экономики страны: она не могла более поддерживать густонаселенные города евр. царств. Дважды был разгромлен и сожжен Лахиш (в 597 и 588 до Р. X.). III слой города перекрыт прокаленными строительными остатками, дворец-форт полностью разрушен, за городом найдено огромное скопление человеческих скелетов (свыше 2 тыс.), помещенных в древнюю пещерную гробницу.
После разгрома 598 г. до Р. X. Лахиш частично восстановили, но в 588 г. до Р. X. он был сожжен вторично, о чем говорят т. н. «лахишские письма» - скопление 18 остраконов в слое пожарища, в комнате охраны между внешними и внутренними воротами города. Часть писем - это военные донесения Хошаяху, командира передового укрепления, Яушу, правителю Лахиша, в т. ч. о прекращении связи с Азеком (ср. роль Азека в Иер 34. 7). Считается, что «лахишские письма» отразили конфронтацию между приверженцами и противниками (пророки Иеремия и Урия) сопротивления врагу.
Об осаде и падении Иерусалима в 588-587 гг. до Р. Х. говорит состояние стен города. Укрепления долгие месяцы выдерживали вавилонские штурмы, их участки даже реконструировали и усиливали (напр., вост. стена над долиной Кедрона). Но в ходе финальных штурмов обрушились нижние стены, опиравшийся на них внешний край системы террас и стоявшие на этих террасах сооружения (камни старой стены частично использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из вавилонского пленения). После вавилонского разгрома крупные города Иудеи фактически превращаются в деревни, многосотлетняя традиция развития материальной культуры Палестины пресекается навсегда, памятники позднейших времен (напр., обводная стена Неемии в Иерусалиме) принадлежат уже иной традиции, сформированной в многоплеменной державе Ахеменидов, при безраздельном доминировании арам. влияния в Сиро-Палестинском регионе.
Как область библеистики А. б. использует общеархеологическую методику полевых и кабинетных исследований, заимствованную у классической, первобытной и ближневост. археологии. Однако подход к интерпретации источников в А. б. долго определялся особым взглядом на исследуемый объект и формировался как в связи с разворачиванием полевых работ, так и в дискуссиях теологического, историко-религ. и даже политического характера.
В последнее время профессиональные археологи все чаще отказываются от названия А. б. в пользу «археология Сиро-Палестинского региона», «археология Ближ. Востока эпохи бронзового и раннего железного века» (ср. заголовки изданий «Near Eastern Archaeologist» и «Encyclopaedia of the Near Eastern Archaeology» и т. п.). За этими названиями стоит совершившееся разграничение 2 научных областей. Одна изучает материальную культуру, используя принятые совр. археологией методы полевой работы и комплексный аналитический подход с целью восстановления историко-культурного процесса как части общемирового. Вторая остается отраслью библеистики и стремится через археологию более глубоко, всесторонне понять Библию и как сложный исторический источник, и как священную книгу.
На донаучном этапе стимулом изучения древностей было отношение к ним как к реликвиям. В эпоху рождения рационального знания возникли 2 школы изучения религ. древностей - рим. и протестант. (см. разд. «Археология христианская»), к-рые в этот период на Востоке ставили перед собой не столько археологические, сколько библейско-географические задачи: идентифицировать места, описанные в Библии, с реальным ландшафтом и тем самым «проиллюстрировать» сведения, известные из Свящ. Писания.
Во 2-й пол. XIX в. к задаче идентификации добавилась необходимость подтверждения историчности сообщений ВЗ как реакция на развитие совр. историко-лит. критики Библии (см. ст. «Библеистика»). Поиск независимых, внешних аргументов привел теологов к необходимости изучения археологии Палестины. Именно с этого времени методический уровень полевых работ и процедуры камерального анализа в области А. б. начали отставать от общего развития науки, т. к. исследования часто осуществлялись теологами, не являвшимися профессиональными археологами. Значительную часть работ контролировали монашеские ордена (итал. францисканцы, франц. доминиканцы) и др. религ. орг-ции.
Археологи долго не интересовались Палестиной, ведь она не сулила ярких полевых открытий, находки были скромны по сравнению с Угаритом, Уром или Египтом. Зато ученые, к-рые ставили перед собой целью апологию Библии, начиная с рубежа XIX-XX вв. очень активно изучали Палестину. Они выбирали прежде всего те памятники, к-рые можно было напрямую связать с ВЗ (напр., Иерихон, Сихем), и пытались «выкопать» непосредственные подтверждения священного текста. Добываемые факты древней истории рассматривались строго в рамках ВЗ - наблюдения, не соотнесенные с текстом, просто не учитывались. А. б. стала развиваться обособленно, материалы отдельных работ долго не сопоставлялись, не было создано общей хронологической шкалы для Палестины.
Как широкое движение, в к-ром слились поэзия эпохи открытий Востока и пафос борьбы против нарастающей историко-лит. критики Библии, А. б. состоялась в 1-й пол.- сер. XX в. В Европе его начало пришлось на кон. XIX в., в США оно развернулось после первой мировой войны. Именно амер. исследователи стремились соединить теологию и археологию. Этот процесс в США был также определен борьбой между фундаментализмом и модернизмом. Расцвет А. б. в 20-60-х гг. XX в. определили усилия главы амер. школы У. Олбрайта, доказывавшего принципиальную возможность формирования этой научной области. Под его влиянием окончательно сложился и метод исследования, во многом родственный старой «римской школе», где цели и методы археологии подчинялись задачам интерпретации Библии. Выбор места раскопок требовалось обосновать к.-л. библейским текстом, кадры подбирались почти исключительно из преподавателей богословских учебных заведений, финансовую и деловую поддержку оказывали религ. (в основном протестант.) структуры. Олбрайт считал возможным археологически подтвердить историчность фигур ветхозаветных патриархов и Моисея, раннее появление монотеизма, завоевание Ханаана. Позиция его последователя Э. Райта, утверждавшего, что «сегодня вера в Библию целиком зависит от ответа на вопрос, действительно ли описанные в ней главные события имели место» (God Who Acts: Biblical Theology as Recital. L., 1952), была ближе к фундаментализму, чем историзм Олбрайта.
Перемены в А. б. произошли в 70-80-х гг. Хотя мн. археологи США остались в рамках традиц. А. б. (Дж. А. Галлауэй, П. Лапп, Дж. Б. Причард), младшее поколение учеников Олбрайта на практике убедилось, что полевые методы и научные подходы А. б. нужно обновить. На развитие А. б. повлияла «стратиграфическая революция» Кеньон, а также сложность раскопок, требовавшая отказаться от услуг дилетантов и создать профессиональные кадры, увеличилось во много раз и денежное обеспечение работ. Появление «полевых школ» и вовлечение в работу студентов светских ун-тов привели к совершенствованию методики. Важнейшей «полевой школой» нового направления археологии в Палестине стали работы в Гезере, где в 60-80-х гг. опробовались методы и формировались кадры ученых.
А. б. удалось в 80-х гг. соединить совр. методы работы с более традиц. подходами. Мн. ученые, особенно амер., выступили с резкой критикой «старой» А. б., обвинив ее в конфессиональной предвзятости и узко-прагматическом подходе к истории Ближ. Востока. Они заявили о рождении академической дисциплины, независимой от библеистики, обладающей строго научными методами сбора и анализа материалов и более широкими целями, об отказе от названия А. б. в пользу термина «сиро-палестинская археология» (предложен еще Олбрайтом в 30-х гг.). Др. Ханаан (включая библейский Израиль железного века) стал для нее лишь одним (хотя и очень важным) из направлений исследования.
В Израиле библейское прошлое объявлено национальным приоритетом. В связи с этим для евреев (даже неверующих) раскопки памятников стали одним из важных путей самоидентификации. С 80-х гг. израильские археологи (А. Мазар, А. Бен-Тор и др.) перешли к созданию обобщающих работ по археологии Св. земли, к-рые становятся базовыми для всех изучающих ее в Европе и Америке. Очевидно, что лидерство постепенно переходит к израильтянам благодаря интенсивности раскопок, разведок и публикаций.
2-я пол. XX в. оказалась для А. б. не менее напряженной в политико-религ. отношении. Борьба держав за влияние в Сиро-Палестинском регионе усилилась из-за противостояния между Израилем и араб. гос-вами. От решения вопросов древней истории часто зависела возможность построить систему национальной идеологии этих гос-в, обосновать права на расселение или контроль над территориями. Уже в 20-30-х гг. XX в. молодежные орг-ции евреев в Палестине требовали от молодых переселенцев участия в археологических работах, полагая, что прямой контакт с древностями станет одним из средств формирования самосознания нации. Позже израильские археологи создали собственную систему изучения «библейского прошлого» и ставили своей целью заполнить пробелы в истории «эпохи завоевания» Ханаана, формирования монотеизма, эпохи Второго храма и иудейских войн. Гос. поддержка помогла израильской археологии в 70-90-х гг. не только выдержать соперничество в полевых исследованиях, но и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе в эпоху от бронзового века до Римской империи.
Результаты открытий использовались в идеологической, политической и религ. борьбе. Однако уже в 80-х гг. нек-рые исследователи истории Др. Израиля заговорили о чрезмерной односторонности «израильской парадигмы» в исследованиях Св. земли. Ряд ученых (Ф. З. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе) обвинили их в «похищении истории», в попытке присвоить «наследие Палестины», принадлежащее палестинцам-мусульманам. Они исходят из того, что тексты ВЗ датируются не ранее времени персид. пленения или эпохи эллинизма и поэтому непригодны для реконструкции истории древнего Израиля. Традиц. А. б. обвиняют в неверных выводах относительно отсутствия городов в центре Палестины бронзового века, в невыработанности критериев для различия культур хананеев и евреев и даже в отсутствии археологических подтверждений существования хананеев, в невозможности существования гос-в Иудеи до VII в. до Р. Х. из-за ее слабой заселенности и др. Это вызвало реакцию со стороны младшего поколения учеников Олбрайта во главе с У. Девером, к-рые противопоставили отказу признавать древности раннего железного века «израилитскими» конкретные находки, такие, как надписи IX в. до Р. Х. из Дана (Сев. Израиль), где упомянут «дом Давида» и «царь Израильский», а также полиэтничность памятников Палестины эпохи железного века, относя их к разным культурам (Гезер - ханааниты, Избет-Сартах - протоизраилиты, Телль-Микна - филистимляне и т. д.).
А. б.- это независимая область изучения памятников материальной культуры прошлого, тесно связанная со смежными дисциплинами (общая археология, этнография, социология), с естественными и точными науками. В отличие от А. б. сиро-палестинская археология не рассматривает историю древнего Израиля как уникальную, Свящ. историю, но изучает Ханаан и Израиль как часть сложного процесса развития жизни на Др. Востоке, как часть «истории расселения», стремясь раскрыть ход реального культурного процесса и самого феномена культуры в Палестине. Археология, не имея собственных конфессиональных интересов, способна открыть новые возможности изучения Библии как исторического источника и чуть ли не единственная способна вводить в научный оборот независимые источники и новые данные о событиях, описанных в Библии. Археологические находки дают представление о культурном фоне Др. Востока, на к-ром путем сравнительных исследований выявляются особенности Израиля как культурно-исторической области.